Версия для печатиОтветственность за несоблюдение запрета на розничную торговлю табачной продукцией, в том числе вблизи территории, предназначенной для оказания образовательных услуг
В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Кроме того, Закон предусматривает запреты розничной продажи табачных изделий на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Не соблюдение установленных Законом запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями является административным правонарушением (статья 14.53 КоАП РФ), за которое предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
28.10.2016
Правовые аспекты благотворительной деятельности в сфере образования
Статья 43 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со статьями 1 и 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Кроме этого статьей 582 Гражданского кодекса РФ определено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.
Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, никто не может быть понужден, в том числе законные представители обучающихся, к заключению договоров пожертвования либо к выполнению каких-либо работ. Данное решение должно быть принято добровольно и именно по его инициативе. При этом, законом определено, что добровольным пожертвованием могут быть любые вещи, а не только денежные средства.
25.10.2016
Верховным судом РФ даны ответы на вопросы, поступившие от судов об уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности
Ответы касаются вопросов применения Федеральных законов от 03.07.2016 №№ 323-ФЗ, 324-ФЗ, 325-ФЗ, 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности, которые вступили в силу с 15.07.2016.
Так Верховным Судом РФ даны ответы на вопросы:
подлежат ли пересмотру и приведению в соответствие с новым уголовным законом на основании ст.10 УК РФ вступившие в законную силу приговоры в отношении лиц, осужденных по ст.ст.159 и 159.4 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2012 №207-ФЗ) за хищение чужого имущества путем мошенничества;
как теперь следует квалифицировать коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, или получение взятки, дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, если эти деяния совершены при наличии квалифицирующих признаков, указанных соответственно в ст.204 либо в ст.ст.290 и 291 УК РФ;
кого следует считать субъектом мелкого коммерческого подкупа (ст.204.2 УК РФ) и мелкого взяточничества (ст.291.2 УК РФ);
может ли быть привлечено к ответственности по ст.ст.204.2 или 291.2 УК РФ лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче предмета коммерческого подкупа на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, либо взятки, размер которой не превышает десяти тысяч рублей.
Например, на вопрос: «Подлежит ли пересмотру и приведению в соответствие с новым уголовным законом на основании ст.10 УК РФ вступившие в законную силу приговоры в отношении лиц, осужденных по ст.ст.159 и 159.4 УК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2012 №207-ФЗ) за хищение чужого имущества путем мошенничества?» дан следующий ответ: «Если преступление было совершено в отношении лица, не являющегося для осужденного близким, приговор подлежит пересмотру, а осужденный - освобождению от наказания ввиду устранения преступности деяния. Действия такого осужденного не могут быть переквалифицированы на ст.116.1 УК РФ, диспозиция которой содержит иные признаки объективной стороны преступления и, в частности, такой криминообразующий признак, как совершение деяния лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Вместе с тем, если в материалах уголовного дела имеются сведения о том, что побои или иные насильственные действия совершены осужденным в отношении близкого лица, приговор пересмотру не подлежит, поскольку новый уголовный закон не улучшает его положение».
На вопрос: «Как теперь следует квалифицировать коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, или получение взятки, дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, если эти деяния совершены при наличии квалифицирующих признаков, указанных соответственно в ст.204 либо в ст.ст.290 и 291 УК РФ?» Верховным судом РФ дан ответ. Ст.204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп) и ст.291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) содержат специальные нормы по отношению к нормам ст.ст.204 и 290, 291 УК РФ и не предусматривают такого условия их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных ч.ч.2-4, 6-8 ст.204, ч.ч.2 -6 ст.290 и или ч.ч.2-5 ст.291 УК РФ.
В связи с этим коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, влекут ответственность по ч.1 ст.204.2 либо по ч.1 ст.291.2 УК РФ независимо от того, когда (до 15 июля 2016 года или после этой даты) и за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков коммерческого подкупа и взяточничества.
Мелкий коммерческий подкуп или мелкое взяточничество, совершенные после 15 июля 2016 года лицом, имеющим судимость по соответствующим статьям, влекут ответственность по ч.2 ст.204.2 либо по ч.2 ст.291.2 УК РФ.
Ответы утверждены Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.
18.10.2016
Минздравом России утверждена концепция по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем
Концепция по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем разработана в соответствии с планом мероприятий о стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 №2413-р), Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №2128-р), Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683).
Концепция направлена на повышение информированности населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем.
В Российской Федерации проблема алкоголизации населения остается значимой. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, опасное потребление алкогольной продукции представляет собой разовое потребление более 60 мл чистого этанола (этилового спирта, безводного алкоголя) для мужчин и более 50 мл для женщин (60 мл этанола соответствует 150 мл водки, 500 мл вина, 1,3 л пива; 50 мл этанола соответствует 125 мл водки, 417 мл вина, 1,1 л пива). Разовое потребление более 100 мл этанола (250 мл водки, 0,83 л вина, 2,2 л пива) представляет собой высокий риск для здоровья. Смертельно опасной дозой алкоголя является единовременный прием 400 мл этанола, что соответствует 1 л водки, 3,3 л вина или 8,9 л пива.
Вышеуказанные значения существенно ниже для несовершеннолетних, людей пожилого возраста, людей с низкой массой тела.
Потребление алкогольной продукции является одной из ключевых причин насилия и преступности. Потребление алкогольной продукции значительно увеличивает риски стать жертвой преступлений, включая убийства, побои, сексуальное насилие, кражи.
В связи с этим целесообразно формирование культуры потребления алкогольной продукции, в том числе в части переориентирования населения Российской Федерации с потребления алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5% на алкогольную продукцию российского производства с содержанием этилового спирта 16,5% и менее. При этом необходимо информировать население Российской Федерации о том, что потребление алкогольной продукции в любом количестве, а не только в чрезмерном, способно оказать вредное воздействие на здоровье человека.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения Российской Федерации наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию Российской Федерации. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы на содержание заключенных и борьбу с преступностью и беспризорностью.
Задачами концепции обозначено:
-переориентирование населения на ведение здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью;
-формирование нетерпимости к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;
-привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом;
-популяризация отдыха и досуга, в том числе семейного отдыха, исключающего традицию потребления алкогольной продукции;
-информирование о факторах риска и способах защиты от информационно-коммуникационных кампаний участников алкогольного рынка;
-информирование населения о порядке оказания наркологической помощи, о современных методах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболеваниях наркологического профиля;
-информирование медицинских работников о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, а также о современных методах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболеваниях наркологического профиля.
В рамках концепции предусмотрено, что ключевые сообщения будут формулироваться с учетом целевых групп:
-для обучающихся образовательных организаций: негативные социальные последствия потребления алкогольной продукции (снижение общей привлекательности и привлекательности в глазах противоположного пола, снижение социальной мобильности, выражающееся в сложностях найти престижную работу или путешествовать);
-для взрослых: предупреждение о негативных последствиях потребления алкогольной продукции для своего здоровья, напоминание об ответственности перед младшим поколением;
-для различных профессиональных сообществ: сообщение о несовместимости потребления алкогольной продукции с профессиями и специальностями, от которых зависит жизнь и благополучие других людей (водители транспортных средств, операторы машин и механизмов);
-для близких и родных лиц, злоупотребляющих алкогольной продукцией: сообщение о признаках алкогольной зависимости, о мероприятиях по оказанию первой помощи, о возможностях получения медицинской и психологической помощи.
Утверждена Концепция по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем приказом Минздрава России от 30.06.2016 №448.
14.10.2016
Проведение работодателем специальной оценки условий труда
В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодека Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закон), с 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей.
По общему правилу, спецоценка должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч.6 ст.27 Закона). Она проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н, совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст.19 Закона.
Учитывая, что данное правило действует с 1 января 2014 года, Законом установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом, срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест.
Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводится в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч.1 ст.17 Закона. При этом, результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 года.
В случае, если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу, спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 года. Спецоценка может проводиться поэтапно.
Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 года, не распространяется на рабочие места сотрудников, указанных в ч.6 ст.10 Закона. Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Верховным судом Российской Федерации (Постановление от 22.01.2016 №36-АД15-5, Постановление от 09.08.2016 №57-АД16-5) разъяснялось, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч.6 ст.10 Закона, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
11.10.2016
Изменения в трудовое законодательство по вопросам оплаты труда
Федеральным законом от 03.07.2016 №272-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, вступившие в законную силу 03.10.2016.
Ч.6 ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая сроки выплаты заработной платы, изложена в новой редакции: «заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».
Работодателям, установившим сроки выплаты заработной платы с формулировкой «за предшествующий отработанный месяц» придется внести изменения в локальные правовые акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, коллективный договор).
Внесенные законодателем изменения устранили имеющийся пробел трудового законодательства, тем самым упростили порядок урегулирования вопросов в сфере оплаты труда.
Кроме того законодатель ужесточил материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Так, ч.1 ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
07.10.2016
На детские выплаты запрещено накладывать взыскание
Семейным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) закреплено за ребенком право на получение алиментов, пенсионных и социальных выплат. Детское пособие назначается в интересах ребенка. Обязанностью родителей в соответствии с ч.2 ст.60 СК РФ является расходование указанных средств исключительно на содержание и образование малыша. Из этого следует, что пособие представляет собой доход ребенка, а не его родителей и не подлежит взысканию.
В перечень выплат, на которые запрещено накладывать взыскание, п.12 ст.101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» включены детские выплаты.
Вместе с тем, на практике имеют место факты несоблюдения установленных законом ограничений в отношении указанных выплат, в частности при самостоятельном обращении взыскания на денежные средства банком или иной кредитной организацией.
Согласно ч.1 ст.7, ч.1 ст.8, п.7 ст.70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются, в том числе банками и иными кредитными организациями. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.
Денежные средства после перечисления на счет в банк фактически утрачивают свое первоначальное предназначение (пособия, алименты, пенсии и т. д.). Они приобретают признаки банковского вклада, на который начисляются проценты. Помимо этого на счет могут поступать другие платежи. Фактически банк или иная кредитная организация, обращающие взыскание на счет, не имеют возможность инициализировать целевое назначение поступающих денежных средств.
Обращаем внимание родителей на то, что они в свою очередь, имеют право как обратиться за снятием ограничения со счета, так и предупредить его наложение. Для этого необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения Крапивинского муниципального района с заявлением о предоставлении справки, в которой будет указан размер начисляемого пособия и банковские реквизиты. Затем, приложив данную справку, следует написать заявление в банк или иную кредитую организацию, обслуживающие счета, на которые поступают детские выплаты, о снятии ограничений с банковского счета (возврате денежных средств, взысканных с детского пособия) либо с предупреждением о невозможности наложения такого ограничения.
04.10.2016