Версия для печати57-летний пенсионер, проживающий в с. Борисово, увлекается разгадыванием кроссвордов. В очередной раз он приобрел популярную газету, которая предлагала читателям принять участие в конкурсе. Призы обещали хорошие – ноутбук, кофеварку, телевизор, кухонный комбайн, смартфон, айпад. Главный приз – 50 тысяч рублей. Нужно было выбрать приз, составить из набора букв слово, ему соответствующее, и отправить SMS с ответом на короткий номер. При отправке не менее двух SMS с правильными ответами человек автоматически становился участником розыгрыша сразу трех призов: двух выбранных и 50 тысяч рублей. Мужчина никогда раньше не участвовал в подобных конкурсах, а тут подумал – приближается Новый год, внучка давно просит ноутбук. Составил слова, отправил. И стал ждать. 19 октября с мужчиной связалась редакция газеты, ответы были правильными. В течение часа он еще отвечал на дополнительные вопросы. Сказали, что 31 октября он получит еще одно SMS-сообщение с финальным вопросом. Первый, назвавший правильный ответ, получит обещанные призы. 31 октября пенсионеру приходит сообщение с другого, уже 11-значного номера о выигрыше ноутбука. Мужчина обрадовался. Даже на контрольный вопрос отвечать не пришлось. В SMS -сообщении значился номер телефона, по которому нужно было позвонить, чтобы узнать, как забрать приз. И он перезвонил. Ответил ему молодой человек, представился членом комиссии по распределению призов, подтвердил факт выигрыша. Но сообщил, что, к сожалению, призы закончились, но, если у пенсионера имеется банковская карта, ему могут выдать приз в денежном эквиваленте. Для этого всего-то и нужно назвать свои паспортные данные и реквизиты карты (ее номер, имя владельца, срок действия и трехзначный код, указанный на обороте (последние три цифры рядом с образцом подписи). Пенсионеру и в голову не пришло, что здесь что-то не так. Он даже не обратил внимание на то, что SMS о выигрыше было подписано именем какого-то банка, а не газеты. Его также не насторожило, что «член комиссии» интересуется, есть ли деньги на карте и сколько их. Человек сообщил, что сейчас пенсионеру должно прийти SMS, в котором будет указан номер. Его нужно назвать. Пенсионер даже не спросил «зачем?». Перед глазами стоял выигрыш, для получения которого осталось лишь выполнить какие-то незначительные формальности. «Беседа протекала очень быстро. Человек звонил из другого города. Я старался быстро выдавать информацию, особенно не задумываясь. Интересуются – значит положено, - объяснял потом мужчина. – Когда попросили назвать цифры, я назвал, даже не читая, что еще написано в сообщении».
«CARD2CARD RURU PEREVOD (RUB 59946,60); parol 492276» - это текст SMS. Написано латиницей. После того, как пенсионер произнес набор цифр, ему на телефон пришло еще одно SMS с другого номера о том, что он только что оплатил банковской картой покупку в интернет-магазине на сумму 59946,60 рублей. И тут пенсионер стал понимать весь ужас происходящего: его просто обокрали. Цифры эти – идентификатор, одноразовый пароль, направленный банком по SMS. Его запрашивает банковская система безопасности для подтверждения совершения операции, команды на оплату, перевод.
Пенсионер обратился в полицию. Сейчас в отделе МВД России по Крапивинскому району по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Сотрудники полиции выясняют все обстоятельства происшествия, ищут подозреваемых. Уже установлено, что сим-карты, с которых звонили злоумышленники, принадлежат операторам связи из республик Татарстан и Марий Эл. Перевод денег с карты потерпевшего был осуществлен с помощью двух популярных сервисов, которые используются для оплаты покупок в интернете и осуществления онлайн-переводов средств с одной карты на другую. Газета отрицает свою причастность к случившемуся. Видимо, информация как-то просачивается через Интернет.
Кстати, карта потерпевшего была кредитной. Еще даже не активированной. Пенсионер заблокировал ее, только вот кредит в размере почти 60 тысяч рублей банку ему придется выплачивать.