В Крапивинском округе за последние три месяца произошло уже четыре ДТП с участием мотоблоков.

Версия для печатиВерсия для печати

26 апреля в 12:00 в посёлке Берёзовке 63-летний водитель, управляя мотоблоком, не справился с рулевым управлением, в результате чего совершил опрокидывание. Водитель мотоблока получил телесные повреждения.

27 мая в 17:30 в селе Банново 53-летний водитель не справился с управлением мотоблоком, совершил опрокидывание с последующим падением с мотоблока. Водитель мотоблока получил телесные повреждения.

10 июня в 11:40 на 15 км автомобильной дороги  «Крапивино – Зеленогорск» 72-летний водитель на мотоблоке, совершил наезд на дорожное ограждение с последующим опрокидыванием. В результате ДТП водителю мотоблока потребовалась медицинская помощь.

16 июня в 8:20 по дороге между СО «Кедровка» и домом 4В в Зеленогорском 66-летний водитель мотоблока при подъеме в гору не справился с управлением, совершил опрокидывание. Водитель получил телесные повреждения.

Данные дорожно-транспортные происшествия можно было избежать, если владельцы мотоблоков ознакомились бы с руководством по эксплуатации. В руководстве по эксплуатации мотоблока любого производителя прописано, что мотоблок предназначен для выполнения различных работ на приусадебных участках, садах и огородах и является сельскохозяйственной машиной. Запрещается передвигаться на мотоблоках по магистралям, шоссе и дорогам общего пользования. Те же условия эксплуатации прописаны заводом изготовителем и в руководстве по эксплуатации прицепного оборудования – тележек для мотоблоков.

Однако руководство по эксплуатации не нормативный документ и не обязателен для исполнения. Информация, содержащаяся в нем, носит для владельца мотоблока рекомендательный характер. Возникает вопрос, каким нормативным документом пользоваться владельцам мотоблоков и нарушают ли они, действующее законодательство, двигаясь на мотоблоке по проезжей части дороги.

Так, единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации установлен Правилами дорожного движения Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Понятие «дорожное движение» определено Правилами это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В Правилах отсутствует такое понятие как мотоблок, так как заводом изготовителем для участия в дорожном движении он не предназначался. Ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрена главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В примечании к статье 12.1 Кодекса сказано: «Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожностроительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право».

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) установлен Постановлением правительства РФ от 12 июля 1999 года №796 «Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)». В соответствии с данным Порядком выдача специального права (удостоверения) владельцам мотоблоков не предусмотрена. То есть мотоблок не является транспортным средством. Правилами дорожного движения Российской Федерации так же установлено что «Проезжая часть» – это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Подведем итог:

1)  Движение мотоблоков по проезжей части дороги не разрешается.

2) Мотоблок не является транспортным средством.

3) Выдача удостоверения тракториста-машиниста владельцам мотоблоков действующим законодательством не предусмотрена.